Вторник, 23 апреля, 2024

Славное наследие города с самым мистическим названием: что посмотреть в Ворожбе

Первые упоминания о Ворожбе Лебединского района датированы 1654 годом. Когда-то этот городок образовался на территории бывшей Белопольской сотни Сумского слободского полка. В казацкие времена, сообщает сайт sumy-future, здесь жили сотник, атаман, 370 рядовых казаков и рядовые жители. Основными занятиями ворожблян были кроме земледелия и животноводства, пчеловодство, винокурение (изготовление спирта) и изготовление муки.

Обитель железнодорожников

Ворожбу можно смело назвать поселком железнодорожников. В 1860–1870-х годах в городе начинается интенсивное строительство железной дороги. В 1895 г. была введена в эксплуатацию узкоколейная железная дорога, объединявшая различные общины Сумщины — Ворожба — Середина-Буда, которая была перестроена в 1915 г. на широкий путь. В Ворожбянском узле появились мастерские по ремонту паровозов и вагонов, а значение узла росло.

В начале XX века станция принимала и отправляла много грузов. Вывозили в основном хлеб, а завозили уголь, строительные материалы, соль и т.д. Вполне естественно, что такая активность спровоцировала развитие вокруг узла железнодорожного поселка.

Тогда появляется необходимость строительства вокзала, который был возведен по проекту киевского архитектора  Николая Юргенса. Именно он проектировал бывшую трапезную Софийской церкви и Церковь Иоанна Златоуста, которая была уничтожена в 1930 году, в столице Украины, Свято-Николаевский собор в Радомышле. Как видим, зодчий занимался в основном храмами и лишь изредка – объектами гражданской инфраструктуры.

В 1888 году был торжественно открыт ворожблянский вокзал. Здание сразу стало архитектурным украшением села и действительно напоминает дворцовый комплекс.

Величественный храм

Жемчужиной Ворожбы справедливо считают Покровскую церковь и ее колокольню. Каменный храм считается старейшим памятником города.

Ее возводили в 1769-1778 годах на месте деревянной церкви, датированной 1676 годом, которая была уничтожена во время пожара в 1739 году. Разрешение было предоставлено только на строительство деревянного храма, но на каменном фундаменте. Однако прихожане со священником решили сделать по-своему и построить полностью каменную церковь. Кстати, в XVII веке Покровская церковь стала первым и единственным каменным храмом на Белополье.

В середине XIX века в церкви был большой старинный серебряный крест с мощами одиннадцати Божьих угодников, а также множество ценных церковных книг.

Недалеко от святыни – тоже каменная колокольня, построенная священником Мартыновским в 1918 году. Однако в 1939 году она была почти разрушена – уцелел нижний ярус. Колокольню восстановили только в 1990-м.

Также в городе есть еще одна историческая достопримечательность – одноэтажное здание волостного правления, построенное в начале ХХ века. Сейчас здесь функционирует детский сад «Малятко».

Отголоски веков

Возле Ворожбы обнаружено скифское и северанское городища, а в селе Даценковка, которое входит в Ворожблянскую городскую общину, были найдены остатки поселения бронзового, раннего железного века и раннего средневековья.

Ворожблянщина была воспета даже в творчестве великого Кобзаря Тараса Шевченко. В 1859 году в селе Лифино поэт написал поэзию «Ой, на горе ромен цветет» и нарисовал несколько пейзажей.

Памятник местной легенде

В Ворожбе есть современная знаковая достопримечательность. Это легендарный местный трактор «Универсал 2» мощностью двадцать две лошадиные силы.

Он начал свою «творческую жизнь» еще во время коллективизации. Местные жители во время Второй мировой войны спрятали это ценное транспортное средство за селом, в пруду, чтобы оно не досталось немцам. Когда опасность миновала, его вытащили и отремонтировали трактор. Он служил верой и правдой еще несколько десятков лет – работал в поле и помогал местным жителям вспахивать огороды.

Когда трактор вышел из строя, его хотели отправить на утилизацию – как металлолом, но за своего «кормильца» заступились жители Ворожбы. Они семь лет добивались, чтобы трактор вернулся в родное село. И в 2018 году его доставили в Ворожбу. Местные отремонтировали трактор самостоятельно, и отвезли в Сумы на покраску. А «домой» транспортное средство прибыло своим ходом, где занял почетное место на постаменте и является местной достопримечательностью.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.