Воскресенье, 28 апреля, 2024

Судьба Сумских автовокзалов: непридуманные истории

История появления сумских автовокзалов тянется еще в послевоенное время. Тогда необходимость в пассажирских перевозках возросла в разы. Конечно, автостанции существовали еще до войны, но тогда вопрос сообщений не стоял так остро. Далее на sumy-future.

От старого к новому

Старый сумской автовокзал находился на улице Набережная р. Стрелки, 20, сегодня по этому адресу расположена детская поликлиника.

Двухэтажное здание было построено после Второй мировой войны. Его смело можно назвать первым сумским автовокзалом. До него на этом же месте стоял лишь деревянный павильон, где продавали билеты на междугородные рейсы, ведь в то время пригородные автобусы находились на железнодорожном вокзале.

Бытовало мнение, что автовокзал не смог полностью покрыть потребности многочисленных пассажиров. Автобусы не могли беспрепятственно развернуться, а возле касс толпились огромные многочасовые очереди – шесть окошек не справлялись с запросами горожан и гостей города.

 В 1973 году открылся новый автовокзал на улице Баумана, 40. Здание было куда просторнее —  шестнадцать окошек (каждая касса отвечала за определенное направление отправки рейсов, зал ожидания, привокзальное кафе и удобства для пассажиров на втором этаже автовокзала.

Конечно, со временем количество касс сократилось – в них просто отпала необходимость. С появлением компьютеров многие операции стали автоматизированными – теперь в любом окне можно было купить билет на нужный автобус либо приобрести его на платформе ( это можно было сделать благодаря введению с обиход портативных кассовых аппаратов «Кроха»).

Отдельно стоит сказать про первые междугородные направления: Сумы — Ромны и Сумы — Юнаковка. Транспортное средство с пассажирами выезжало из Сум в 4 утра и возвращалось после обеда. Билет стоил 20 рублей и выглядел не впечатляюще —  клочок бумаги из тетради, на котором резиновой печатью был поставлен оттиск. Этот «документ» и давал право на проезд в рейсовом автобусе.

Надо отметить, что в довоенное время постоянных автобусных рейсов в пределах областного центра не было. Пассажирам приходилось самостоятельно договариваться с водителем о поездках. Самый частый маршрут — из центра города на вокзал. 

Графика отправления и прибытия автобусного транспорта не было. Но зато в 1935 году на маршрутах появился первый кондуктор.

В то время, по примеру современных назойливых и услужливых вокзальных таксистов, в ожидании клиентов толпились извозчики — главные конкуренты автобусов! Иногда противостояние доходило до того, что водители автобусов могли обнаружить искромсанные шины. Поэтому часто во избежание подобного они  высаживали пассажиров, не довозя до самого вокзала.

Перевозчики и станции

В 1932 году в Сумах открылся «Сумыавтотранс». Тогда предприятие представляло собой лишь филиал Харьковского автомобильного предприятия общественного транспорта.

В 1969 году было создано предприятие автобусных станций ООО «Сумыоблавтотранс», котрое аегодня находиться на ул. Бандеры 40. В него входят 18 автостанций города и районных центров Сумской области.

Сейчас «Сумыоблавтотранс» сотрудничает с 250 перевозчиками, ежедневно перевозит около 10 тыс. пассажиров, с платформ отправляется почти 1,8 тыс. автобусов.

В апреле 2013 заработала новая автостанция — «Первомайская». Она обслуживала десять направлений пригородного сообщения. К слову, с появлением этой точки долго затягивали – никак не могли найти подходящее место.

Среди возможных локаций для пригородной станции предлагали участок на ул. Набережная р. Стрелки, место около недостроенной гостиницы «Интурист» напротив Ильинской церкви и даже в сквере напротив автовокзала. 

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.