Понедельник, 29 апреля, 2024

Автомобилисты Сумщины, объединяйтесь!

По одной из версий, первый автомобиль в Сумах появился в начале XX века. Его появлением город обязан сахарозаводчику Николаю Лищинскому. Известно, что у главы этого семейства должность водителя была занята с 1904 года. А уже к 1910 году в распоряжении семьи Лищинских был целый автопарк, а его сын Иван любил погонять по дорогам Сумщины. Но когда в Сумах возник вопрос создания автоклуба, Лищинские участия в этом не принимали. Возможно потому, что уже были членами московского автоклуба. О том, как создавался первый автоклуб Сумы читайте на sumy-future.com.ua.

Вместе и отца легче бить

В 1912 году инициативная группа сумских автолюбителей выступила с инициативой подать ходатайство харьковскому губернатору с просьбой утвердить устав Сумского автомобильного клуба. Ходатайство было подписано и на Слобожанщине появился уже второй такой клуб. Первый был создан в Харькове и назывался Южнороссийский автомобильный клуб. Именно наличие по соседству такой мощной организации могло побудить

сумчан-автомобилистов объединиться в сообщество. Среди инициаторов были тогдашний городской голова Сум В. Н. Золотарев, председатель Сумской уездной земской управы М. М. Петрищев, землевладелец Лебединского уезда, граф А. В. Капнист и другие.

Имея перед глазами успешный опыт харьковского авто объединения, автомобилисты Сумщины решили содействовать движению в Сумском, Ахтырском и Лебединском уездах.

Что не запрещено, то можно

Как рассказал историк Дмитрий Кудинов, скорее всего содержание устава организации было заимствовано у харьковчан. Что бы там ни говорили, но этот документ определял очень широкие права объединения. 

Во-первых, это касалось организации автомобильных спортивных состязаний. Также участники клуба могли организовывать экскурсии и путешествия на машинах. Не запрещалось членам клуба проводить беседы, читать лекции, организовывать всевозможные выставки. А если у вас есть желание открыть свой гараж или мастерскую, если вы хотите создать свою автошколу с возможностью выдавать дипломы и свидетельства механикам и новоявленным водителям, то добро пожаловать в клуб.

Кроме того, члены клуба имели право ходатайствовать перед властями о состоянии дорог и его усовершенствовании, установлении необходимых предупредительных дорожных знаков. Участники организации могли поставлять членам общества запчасти для авто, горюче-смазочные материалы и т.п. Они имели право уезжать за границу на соревнования. А также члены сообщества получали скидку на масло и бензин до 20%, а на шины до 23%. И самое интересное, участники этой милой организации могли собираться и играть в карты, шахматы, домино. То есть все то, что разрешало тогдашнее правительству Российской империи.

Членский билет – вот мой документ!

Члены клуба получали членские билеты. Они делились на четыре категории: почетные, пожизненные, действительные и соревновательные. Кандидатов в члены клуба называли аспирантами. Для того чтобы войти в сообщество, они должны были привлечь в свою поддержку более двух действительных членов организации. Что интересно, согласно уставу в ряды автолюбителей могли привлекаться и представительницы слабого пола. Правда наглядных примеров этого нет.

Следует заметить, что у сумского автомобильного клуба была своя атрибутика, а именно флаг и членские значки, причем и на одежду, и на авто.

С самого начала предполагалось, что в клуб войдут только благородные и богатые автолюбители. Поэтому здесь был назначен достаточно высокий уровень членских взносов. В первый год нужно было скинуться по 100 руб., в последующие по 50.  Для автоспортсменов по 25 и 15 руб. соответственно. Пожизненный же билет в Сумской авто клуб стоил от 600 руб.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.