Воскресенье, 26 мая, 2024

Первые автомобили и Клуб для избранных: как Сумы стали городом автолюбителей

В конце XIX века в Сумской области появились первые автомобили с паровым двигателем. Их владельцами были богатые горожане, предприниматели и известные люди. Дальше на sumy-future.com.ua.

Счастливые обладатели «моторов»

Одними из первых владельцев машины стали предприниматели Лищинские, которым принадлежал Кияницкий сахарный завод, к тому же они были родственниками тех самых Харитоненко, известных на всю Сумщину меценатов и сахарозаводчиков. Водил ли автомобиль Николай Лищинский – неизвестно, но у него был собственный водитель по фамилии Лебедев, работавший на него с 1904 года.

А вот сын владельца Кияницкого дворца и сахарного завода, Иван, был ярым автолюбителем и гонщиком. Современники вспоминали, что наследник «сладкого бизнеса» мог рассекать по не слишком хорошим местным дорогам 80 км/час.

В 1910 году Лищинские имели собственный автопарк с машинами разных марок – «Минерва», «Берлие», «Пежо» и другие.

С появлением на дорогах Сумщины новых средств передвижения городской думе добавилось «головной боли». Чиновникам пришлось разрабатывать и внедрять правила дорожного движения.

Права и обязательства автолюбителей

Весной 1908 г. Сумская городская дума приняла «Обязательные постановления о порядке езды на велосипедах и автомобилях в городе Сумы». Так, согласно документу, все машины нужно было зарегистрировать в городской управе. Владельцы транспортных средств получали номера, на которых изображался герб Сум. Автомобилистов обязали уплачивать специальный сбор, определяемый в зависимости от лошадиных сил авто. Также были существенные ограничения скорости движения. Разрешалось развивать скорость до 12 км/ч.(11 верст в час).

Следить за соблюдением ПДД было поручено городовым. Типичными нарушениями того времени были: столкновение с гужевым транспортом, превышение скорости, вождение в состоянии алкогольного опьянения, наезды на пешеходов.

С 1910 года продажи автомобилей становятся прибыльным бизнесом. Это направление деятельности не могло обойти стороной и Сумы. Так первым концессионером-монополистом по продажам на Сумщине автомобилей американской компании «Митчель» (Mitchell-Lewis Motor Co) стал владелец сумской электростанции, электротеатра и к тому же еще и автосалона Эдуард Кайданский.

Реклама автомобилей автосалона Кайданського

Его предприятие по продаже авто находилось рядом с земским банком (сейчас – Дворец детей и юношества) и городской ратушей. Кроме машин указанного выше бренда, он реализовывал всемирно известные «Форды» и французские авто компании «Даррак», зарубежное моторное масло и запчасти и даже моторные лодки собственного производства.

В 1913 году у Кайданского появились первые конкуренты. Так, владелец чугунолитийного, земледельческих орудий и машин завода Погуляйченко реализовывал «Бенцы», а владелец аптеки по фамилии Янковский продавал шины компании «Мишлен» и владел автомобильной мастерской Геренштейна в доме Исаковой за Линтваревским мостом.

Объединение единомышленников

Сумские автомобилисты-представители местной элиты были членами разных автоклубов, но подобной организации именно в Сумской области не хватало.

Осенью 1912 года сумские автолюбители объединились в Сумской автомобильный клуб и разработали устав общества.

Документ позволял организации устраивать автосоревнования, открывать мастерские, проводить лекции и выставки, даже автошколу с правом выдачи дипломов; приобретать движимое и недвижимое имущество; заниматься издательской деятельностью, исследовать состояние дорог и подавать ходатайства по их усовершенствованию, выписывать из-за границы автомобили и запчасти к ним. Членам Клуба предоставлялись специальные скидки на масло, бензин, шины от компаний-производителей. Клуб имел свой флаг и значки для членов, членские билеты.

Сумские автолюбители охотно участвовали в гонках. Особо отличился уже упомянутый выше Эдуард Кайданский. Так, в 1913 году он не мог обойти вниманием автопробег Москва-Берлин-Париж. Именно он пилотировал собственный Митчелл, а в состав экипажа известного сумчанина входили его шофер и племянник.

Авто Кайданского попало в аварию в Литве, но все же он добрался до конечной точки маршрута, где сумского автомобилиста встретили со всеми почестями, хотя ни одной награды предприниматель не получил.

Однако участие в таком знаковом громком событии сделало из Кайданского местную сумскую знаменитость и закрепило его авторитет.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.