Сумы – город овеянный легендами и мифами, в которые верят даже коренные сумчане, а гости города с восхищением слушают фантастические версии о достопримечательностях и ищут подтверждение, ведь все мы любим загадки. А что, спрашивает sumy-future, если некоторые сумские басни — это быль? Давайте разберемся!
Сумки для сумчан
Первая легенда связана с символом города, которому даже установлен памятник – сумка с деньгами. Вроде бы, само название города тесно связано с этим «аксессуаром».
А все началось в так называемом Старом селе – местечке на берегу реки Псел, существовавшем еще до появления нашего славного города. По легенде, основатель Сум атаман Герасим Кондратьев вместе со своими казаками прибыл туда для освоения окрестных территорий и строительства неприступной крепости «Сумин городок». Кстати, остатки форпоста до сих пор можно увидеть в центре города.
По старой легенде, именно на деньги, найденные казаками в сумках на берегу водоема, были основаны Сумы. Вот почему на гербе города изображено три сумки.
Но существует другая, альтернативная легенда, о происхождении названия города. И связана она с рекой Сумкой, когда-то протекавшей в этой местности. К сожалению, сейчас от нее остался только хилый ручей.
Наказание для разбойницы
С именем Герасима Кондратьева связана еще одна городская легенда. Речь идет о старейшей каменной церкви города, поражающей красотой и размахом, родовой усыпальнице Кондратьевых – Воскресенский собор. Поговаривают, что в храме живет призрак женщины, замурованной в стену живьем. По одной из версий, это сестра Кондратьва, а по другой – дочь Герасима по имени Мария.
Девушка отличалась не только невероятной красотой, но и своенравным характером. Она стала разбойницей – настоящим вожаком банд, терроризирующих город. Герасим знал о злодеяниях родственницы и пытался всячески достучаться до нее, но его попытки оказались тщетными. Тогда казацкому полковнику не осталось ничего другого, как поймать и наказать злоумышленницу. Кондратьев замуровал женщину в одной из стен собора.
Казалось бы – очередной городской миф, если бы в середине 80-х годов прошлого столетия археологи действительно не зашли женские останки в одной из стен святыни.
Символ города «с секретом»
С одним из узнаваемых символов Сум, беседкой у краеведческого музея, тоже связана легенда. Говорят, что она построена без единого гвоздя, однако это легко проверить и убедиться в обратном, но так хочется окутать загадочностью это кружевное произведение искусства из дерева.
Реальная история появления беседки тоже могла бы стать городским мифом. Так, в XIX веке российские геологи решили, что в Сумах есть нефть и почему-то начали проводить поисковые работы именно в центре города.
Несмотря на все усилия, полезные ископаемые так и не удалось найти. Горожане начали интересоваться «секретными» раскопками в сердце Сум, а власти не знали, как лучше поступить, и через некоторое время не прозрачно намекнули, что горе-геологам пора «на выход». Чтобы облагородить место раскопок, чиновники решили обустроить открытую террасу и украсили ее альтанкой – следы неудачных экспериментов были успешно и креативно «замаскированы».
Сумской «привет» из Египта
О сумской пирамиде не слышал только ленивый. Она выделяется посреди остальных монументов на Центральном сумском кладбище. Еще бы! В Украине пирамид всего 4, все они находятся на некрополях, включая и нашу. Естественно, эти «атрибуты» египетских фараонов обросли легендами и загадками.
Одна из самых распространенных – это дань масонскому ложе, которое тайно существует и поныне в Сумах. Подтверждения или опровержения такому объяснению нет, но для искателей приключений и любителей конспирологических теорий оно звучит привлекательно.
А вот другая теория появления сумской пирамиды больше похожа на правду. Так, усыпальница, скорее всего, принадлежала зажиточной семье, которая увлекалась культурой Египта и изучала ее. Об этом свидетельствует тщательное подражание главным правилам египтян при строительстве пирамид. Например, кирпич клали привычным способом, затем срезали, а потом покрывали специальной смесью, которая придавала стройматериалу блеск и продлевала его срок службы.
К тому же, бытует мнение, что человек или люди, похороненные в необычной усыпальнице, были отлучены от церкви (возможно, самоубийцы), ведь пирамида была установлена на территории действующего кладбища того времени.
Еще по одной версии в пирамиде похоронена очаровательная панна – любовница местного господина и прима сумского театра. Она покончила жизнь самоубийством из-за запретной тайной любви, а безутешный аристократ возвел для нее склеп-«пирамиду».
Кстати, согласно архивному документу, это предположение «трещит по швам». На время строительства церкви Петра и Павла, наряду со старым городским кладбищем, было заложено новое — Соборное кладбище, а само место, отведенное под Петропавловский храм, было гумном – именно здесь местные хранили снопы и проветривали и сушили зерно. Итак, сначала за городом должно быть старое кладбище, потом гумно, а уже за ним и на месте гумна – новое кладбище. Если измерить расстояние между усыпальницей и пирамидой, то последняя, скорее всего, было построена уже на новом кладбище.
К тому же, говорят, что в середине усыпальницы когда-то были тайные ходы! Один вел в церковь Петра и Павла, а другой – к реке Псел, протекающей в районе современной улицы Кондратьева.
Секрет стойкости Сум
Говорят, что секрет сверхпрочных построек в старой части города кроется в использовании при их строительстве… так называемого «железняка». Из этого стройматериала построены дома, а также вымощена брусчатка, скромно пробивающаяся через современный асфальт. Это специальный вид кирпича, изготовленный по определенной технологии для долгой эксплуатации, имеющий вековой «срок годности».
Сначала из него строили храмы, а во времена царизма – «стратегически» важные здания и дома. За производственными мощностями нового стройматериала стоял почетный гражданин и «правая рука» «сахарного короля» Харитоненко, занимавший должность управляющего его заводами, – Иван Асмолов. Это именно его инициалы отчеканены на каждом кирпиче «железняка».
Возможно, частично благодаря такому серьезному подходу к строительному делу наш город героически и стойко держится и во время войны, ведь дух несгибаемости витает по улицам, улочкам, тротуарам и присущ каждому.