А вы знаете, что Конотоп считается вторым самым маленьким городом в Украине, где есть трамваи? По его трамвайным путям долго курсировали вагоны КТМ5-М3, которые считаются старейшими в Украине и Европе. Знатоки и любители трамваев называют Конотоп самым уникальным городом, где есть трамвай.
Трамвайные пути в Конотопе – единственные в Сумской области и самые короткие в Украине. Больше на sumy-future.com.ua.
История возникновения трамвайной линии
Потребность в стабильном транспорте в Конотопе возникла сразу после Второй мировой войны. В то время горожанам на большие расстояния приходилось идти пешком. В это время было решено построить в городе трамвайные пути.
Первые трамвайные линии появились в Конотопе в середине XX века. Тогда на субботник 24 апреля 1949, на котором планировали проведение работ по подготовке будущей трассы, вышло 3440 человек с нужным инструментом. Необходимое оборудование для строительства путей жителям Конотопа было предоставлено от железной дороги и нескольких украинских городов, в частности, от Киева и Харькова. Люди на субботнике работали 6 часов, трудовое вдохновение горожан поддерживали пять духовых оркестров. По воспоминаниям инициаторов запуска трамвайного движения, за день два километра пути были подготовлены для укладки материалов верхнего слоя. Впоследствии Совет Министров Украинской республики принял решение о строительстве трамвайных путей в Конотопе и выделил на это дело 370 тысяч рублей.
Строительство трамвайных линий в городе завершилось к концу 1949 года. Уже в декабре 1949 года в Конотопе торжественно открыли движение по трамвайным путям. В честь этого события был собран многолюдный митинг. Длина трамвайного пути составляла 3440 метров, по маршруту курсировали деревянные вагоны с двумя кабинами управления. Интересно, что в кабинах не было кресла для машиниста: он управлял вагонами только стоя.
Со временем в конотопский трамвайный парк начали поступать новые вагоны. В 1950 году их было уже пять, к 1990 году количество вагонов выросло до сорока. Это были вагоны типа КТМ5-М3, производившиеся на советских заводах.
Звездным часом для трамвая Конотопа можно назвать последние годы ХХ века. С 1988 по 1999 год по трамвайным линиям курсировали 25 спаренных вагонов. Кондукторов на маршрутах не было. Проездные талоны пассажиры покупали у машинистов, а также их продавали в специальных магазинчиках (киосках) на остановках трамваев.
Добрые традиции и развитие
Первые трамвайные вагоны в Конотоп прибыли из Германии. Сначала их доставили в Москву, а затем они переехали в украинский городок. Опираясь на этот факт, можно заметить, что изначально конотопские трамваи были связаны с европейскими производителями.
И эта традиция продолжается. В 2019 году в Конотоп прибыло девять подержанных трамвайных вагонов от производителя Tatra, которые до этого ездили по улицам Риги. В 2023 году Польша передала Конотопу 23 вагона производителя Konstal. Вскоре 25 трамваев чешского производителя Tatra T6A5 были отправлены в Украину из города Остравы.
В 2024 году по улицам Конотопа курсировало уже 56 трамвайных вагонов, что существенно повлияло на восстановление и укрепление транспортного сообщения в городе.
Мэр Конотоп Артем Семенихин принимал непосредственное участие в переговорах о передаче городу трамвайных вагонов и держит деятельность троллейбусного парка под личным контролем.
Общая протяженность трамвайных путей в Конотопе составляет 27,5 км. Долгое время эта трамвайная сеть считалась самой маленькой в Европе. Трамваи курсируют по городу по трем маршрутам. Как рассказывал мэр города Артем Семенихин, по приблизительным подсчетам, трамвайными путями ежедневно пользуются по меньшей мере четыре тысячи человек. Почти треть – пассажиры льготных категорий.
1 июня 2004 в Конотопе торжественно открыли памятник трамваю. Он находится у трамвайного управления по улице Успенско-Троицкой.