Четверг, 2 мая, 2024

Сумская железная дорога: история одного строительства

Сегодня Сумы как железнодорожная станция значительно уступает по популярности узловому Конотопу и Тростянцу, с его известным на всю Украину полустанком Смородино. Но в свое время именно город над Пслом стал колыбелью железнодорожного движения в Сумской области. Больше на sumy-future.com.ua.

Сначала был сахар

А все началось с того, что Сумское уездное земское собрание решило спасти сахарную отрасль. В конце 19 века она стала катастрофически нерентабельной, угрожая прийти в упадок и тем самым полностью разрушить сахарное королевство, которым в те времена считалась Сумщина. Государство голос депутатов услышало и разрешение на строительство железной дороги дало, хотя не обошлось без лоббирования.

Дмитрий Кудинов, историк:

«Сумские сахарозаводчики имели свое лобби, как среди местной власти, так и в Санкт-Петербурге. Ведь, кто находил «свои концы», которым конечно же приплачивали, в столице Российской империи, тот получал определенное содействие. Как раз такой контакт был с тогдашним министром финансов, который и выступил с поддержкой этого строительства.»

О важности строительства магистрали говорит и тот факт, что ради проведения железнодорожного пути вблизи некоторых сахарных заводов были задамбированы в определенных местах реки Псел, Ворскла и Боромля. Кроме того, были построены два больших железнодорожных моста, через Псел и Ворсклу.

Дмитрий Кудинов, историк:

“Во-первых, проект железной дороги был начертан таким образом, что он проходил мимо нескольких важных сахарных заводов, во-вторых, давал возможность вывозить и другие сельхозпродукты. То есть на первое место выдвигались экономические требования, а пассажиропоток был второстепенным. Но следует заметить, что далеко не все сахарные заводы оказались вблизи железной дороги”

Не подмажешь, не поедешь

Выполнять работы был назначен некто Евгений Духовский. Человек, который обладал чрезвычайными организаторскими способностями, но был не чист на руку и не брезговал взятками. О таланте господина Духовского как руководителя глобальных проектов говорит тот факт, что строительство железной дороги закончилось значительно раньше, чем было запланировано. Вместо 2,5 ее построили и сдали в эксплуатацию уже через 2 года. Правда, через некоторое время на железной дороге произошли две масштабные аварии, породившие кучу сплетен, о том как она некачественно строилась, но открытие уголовных дел эти катастрофы за собой  не повлекли.

Дмитрий Кудинов, историк:

“Время строительства сумской железной дороги 1876-77 годы, частично пришлось на русско-турецкую войну, а это привело к тому, что часть рабочих рук была мобилизирована, также был усложнен подвоз стройматериалов, в связи с приоритетом военных грузов, но господин Духовский справился и вместо двух с половиной лет, построил железную дорогу менее чем за два. А уже после завершения строительства у Евгения Михайловича появилась усадьба в Симеизе, на южном побережье Крыма»

Вокзал – ворота города

После того как окончательно стало ясно, что железная дорога пройдет через Сумы, городская дума принялась решать, где же построить железнодорожный вокзал. На рассмотрении у парламентариев было три проекта: первое место, то, где вокзал находится сейчас, улица Привокзальная, 1. Согласно второму проекту вокзал должен был быть построен севернее и находиться в районе современной площади Победы. Третий же вариант предусматривал строительство ворот города в районе нынешнего расположения Сумского национального аграрного университета, улица Герасима Кондратьева, 160.

Дмитрий Кудинов, историк:

“Мне кажется, что был выбран самый удобный вариант. Так он повлек за собой значительные гидротехнические работы на Псле, но вокзал был недалеко от центра города, кроме того, рядом находились промышленные предприятия, такие как Павловский сахарный завод, а позже Машиностроительный завод, нынешнее Сумское машиностроительное научно-производственное объединение и некоторые другие”

Построенное в те годы помещение вокзала, к сожалению, не сохранилось, оно было разрушено во время Второй мировой войны в 1943 году.

Догнали и перегнали

Строительство Сумской железной дороги имело для города огромное значение. Во второй половине 19 века Сумы на Слобожанщине были по количеству населения на четвертом месте, уступая Харькову, Ахтырке и Лебедину. Но после строительства железной дороги в городе произошел промышленный бум, появился ряд предприятий, и уже в конце столетия Сумы уступали по количеству жителей только Харькову.

Дмитрий Кудинов, историк:

«Накануне строительства железной дороги в Сумах насчитывалось чуть более 13 тыс. человек, а после строительства по первой всероссийской переписи населения 1897 года в Сумах уже проживало более 27 тыс. человек. Кроме того, Лебедин и Ахтырка остались мимо железнодорожного полотна. И хотя потом отдельные тупиковые ветви были к ним проведены, они уже не смогли догнать Сумы».

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.