Вторник, 30 апреля, 2024

Как создавалась железная дорога Сумщины: частные магистрали и ожесточенные забастовки

История сумской железной дороги уходит в XIX веке. Она связана не только с появлением магистралей и сообщений, но и первых забастовок железнодорожников, стойко отстаивавших свои права. Далее на sumy-future.

Первые линии Сумского уезда

Сумская линия Харьковско-Николаевской железной дороги была построена в 1876-1878 годах. Она простиралась от станции Ворожба на Сумщине до Мерефы в Харьковской области, ее протяженность составляла 227 верст. Магистраль имела 15 станций и 2 полустанка. Линия в основном обслуживала сахарные заводы.

Роменский участок был построен в 1881 году — после выкупа Харьковско-Николаевской железной дороги.

В 1907 году магистраль объединялись с Курско-Харьковско-Севастопольской железной дорогой в Южные железные дороги.

В 1901 году к Сумской магистрали присоединилась частная Белгород-Сумская линия. Железная дорога принадлежала акционерному обществу, с которым был заключен договор о передаче в эксплуатацию на 85 лет с последующим правом выкупа в 1923 году. На ветке был только один путь.

Общая протяженность путей составляла 152 км, на ней было 9 станций и общая с Харьковско-Николаевской линией станция Басы.

Условия труда железнодорожников были тяжелыми, а оплата – низкой. До 1907 года смены, например, кондукторской бригады достигали 18 часов, а паровозной – 16. То есть средняя продолжительность рабочего дня превышала 12 часов. Например, служащие конторы работали не более 6 часов.

Кроме того, часто приходилось работать сверхурочно. К тому же очень экономили на штате — обходчики вынуждены были проходить вдоль пути до 24 верст каждый день, ведь количество рабочих было связано с финансовыми затратами.

Борьба за права

Недовольство железнодорожников привело к появлению профессионально-политических организаций дорожников. Зимой 1905 года в Харькове появился Союз служащих и рабочих ЮЖД.

20 сентября 1905 года Министерство путей сообщения инициировало в Петербурге совещания представителей железнодорожников для обсуждения наболевших для рабочих вопросов. Но переговоры зашли в тупик, а результатом стали массовые забастовки.

10 октября беспорядки докатились и до Сумщины – к стычкам присоединились железнодорожники Харьковско-Николаевской магистрали. Первыми забастовали железнодорожники станции Белополье. На станциях Сумы и Белополье появились комитеты Союза служащих и рабочих ЮЖД.

10 октября в депо станции Белополье собрался митинг служащих и рабочих. Осенние «Дни свобод» ознаменовались рядом митингов. 18 октября первая забастовка состоялась в Сумах на привокзальной площади. К забастовке железнодорожников присоединились крестьяне.

6 декабря свою работу приостановили дорожники станции Сумы, рабочие Белополья не вышли на работу 10 декабря.

Для охраны порядка железнодорожники вместе с работниками местных предприятий образовали рабочую дружину, контролировавшую ситуацию.

В течение 2-х недель главные станции Сумской линии находились под влиянием комитетов. Из-за революционных настроений в конце декабря Сумский уезд перевели на положение чрезвычайной охраны, а позже там было введено военное положение.

Массовые аресты лидеров забастовщиков, отстранение от работы и репрессии со стороны властей остановили забастовки. Вновь повторить опыт железнодорожники Сумской линии смогли только во время Февральской революции.

Так, во время забастовки железнодорожникам удалось создать милицию и дружины, но применить оружие они не решились. Сумский уездный комитет избрал мирную тактику борьбы.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.